Существуют более 100 способов экономить деньги, и многие из них касаются экономии на продуктах питания — поскольку это одна из основных категорий расходов нашего бюджета.
В этой статье я расскажу вам о том, как экономить на продуктах, и приведу в качестве примеров более 10 способов экономии.
Советы, о которых я вам расскажу, были как выведены мною на собственном опыте, так и собраны из различных источников. Но давайте сразу проясним ситуацию. Я не люблю, когда экономия ассоциируется с ограничениями. Это не тот вид экономии, которой, я бы хотел, чтобы вы следовали. А я бы хотел показать вам, как тратить деньги разумно. Если вы можете тратить меньше и сберегать больше просто за счет более осознанного выбора — почему бы ему не следовать? Это вовсе не ограничение.
Итак, мои советы, как экономить на продуктах — это, прежде всего, разумный подход к покупкам. Простые правила, которым легко следовать.
Как экономить на продуктах в супермаркетах
Согласно исследованию, 72% россиян покупают продукты в супермаркетах — сетевых магазинов известных брендов, таких как «Перекресток», «Пятерочка», «Магнит», «Ашан», «Лента», «Монетка» и пр.
Все эти магазины работают по одним и тем же стандартам розничной торговли, маркетинга и мерчендайзинга. А значит, существуют алгоритмы и правила совершения более выгодных покупок в таких магазинах, единые для любой точки любой сети.
Да, действительно, такие алгоритмы и правила есть. Вооружившись ими, вам не придется ограничивать себя в разнообразии приготавливаемых блюд. Но вы можете тратить значительно меньше на продукты питания в месяц.
Продукты — одна из основных категорий затрат для каждого из нас. Поэтому я рекомендую начать с оптимизации расходов именно в этой категории для того, чтобы начать трансформацию вашего отношения к финансам, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием достижения изобилия.
Итак, поехали!
И начнем с первого самого простого правила 👇🏻
1. Покупайте продукты по акциям
Посещая «Перекресток», «Пятерочку», «Магнит» или другой супермаркет, выбирайте продукты, которые продаются по акциям. Как правило, это ровно те же самые продукты, что и стоящие рядом на полке без скидки, но стоят они при этом дешевле.
Сети продают продукты по акциям для того, чтобы привлечь к ним внимание потребителей. Это делается, например, для того, чтобы раскрутить какой-то новый бренд. Например, в «Перекрестке» идет акция по продаже колбасы «Вязанка». Раньше в магазине ее не было, и теперь сеть продвигает этот новый бренд.
Сейчас, например, палка «Вязанки» весом 400 г стоит 99 ₽. Это в 2 раза дешевле, чем аналогичная колбаса другого мясокомбината, которая толе продается в «Перекрестке». Достаточно сравнить состав и убедится, что более дешевый вариант не уступает более дорогому, так зачем платить больше?
Популярные категории продуктов, которые продаются по акциям: овощи, молочные товары, мясо и изделия из него, крупы, мучные изделия, шнеки, замороеннные овощи, замороенная рыба, консервы, соки, колбаса и сыр, макаронные изделия. В любой день можно найти как минимум несколько интересных акций по указанным категориям.
Сравнивайте стоимость единицы продуктов
Акции проводятся для того, чтобы привлечь покупателя к определенным товарам, и это действительно работает. Настолько, что выбирая продукты по акциям, мы чувствуем себя очень умными и испытываем чувство гордости за свою осмотрительность.
Однако акции не всегда несут выгоду, как она показана. Иногда аналогичный товар без акции моет стоить так е, сколько акционный, и дае дешевле. Хитрость заключается в разных весе или объеме. Например, мыло Palmolive по акции стоит 45 ₽, дешевле, чем Johnson & Johnson, которое без акции стоит 60 ₽. Выгодная акция? Для того чтобы ответить на этот вопрос, сравним вес мыла. У Palmolive он составляет 90 г, а у Johnson & Johnson — 120 г.
Делим 45 ₽ на 90 г и получаем стоимость грамма мыла Palmolive 50 копеек. Делим 60 ₽ на 120 г и получаем стоимость грамма мыла Johnson & Johnson точно такую е. Это и есть та ситуация, когда ритейлер с помощью акционной цены привлекает внимание к товару определенного бренда, но сама покупка не является выгодной для потребителя.
То е самое касается и других фасованных товаров, таких как сыр, колбаса, овощи и т. д. Поэтому совет такой: чтобы убедиться, что акция выгодная для вас, рассчитайте стоимость грамма продукции. Моно сделать это на калькуляторе в телефоне, а моно в уме, если цифры несложные. Достаточно прикинуть приблизительно, чтобы понять.
2. Покупайте более дешевые аналоги
Полки супермаркетов отличаются широким разнообразие товаров, которые выпускаются различными производителями, но также могут быть выпущены одним и тем же производителем под разными товарными знаками. Все это влияет на их конечную цену.
Я не вижу совершенно никакого смысла переплачивать за бренд, если в продаже есть аналогичные продукты дешевле. Например, есть финская овсяная каша Myllyn Paras, а есть «Экстра» российского производителя, которая стоит вдвое дешевле и в целом не хуже зарубежного аналога.
Выбирая аналоги дешевле, важно понимать, что они могут быть как сравнимого качества, так и более низкого. Ваша задача как потребителя — найти эти аналоги.
3. Смотрите на полки ниже уровня глаз
Товары на витринах в супермаркетах расставляются определенным образом. За это даже отвечает специальный человек – мерчандайзер. И все для того, чтобы увеличить выручку магазина. Доказано, что товары, находящиеся на уровне глаз покупателей, приобретаются чаще, чем те, ради которых нужно присесть или потянуться. Не спешите снимать с полок те товары, которые вы увидели в первую очередь. Присмотритесь – нет ли более дешевого аналога на другой полке?
4. Покупайте уцененные продукты
У всех товаров есть срок реализации и срок годности. Если что-либо подходит к концу, магазин устанавливает на товар более низкую цену, и этим моно воспользоваться.
Это не то же самое, что товар по акции. Акционная цена устанавливается на товар, когда магазин продвигает его или намерен реализовать увеличеный объем. Это никак не зависит от срока годности или реализации. Уцененный товар же — это товар, который магазину нужно продать как можно скорее вследствие истечения его срока годности или реализации.
Обычно уцениваются скоропортящиеся продукты, такие как молоко, кефир, творог, фарш, курица. Если вы планируете готовить сегодня же, имеет смысл сэкономить, купив уцененный товар. Но обязательно убедитесь, что он не начал портиться.
Иногда магазины подают уценку как акцию. Если вы привыкли покупать по акции, то хватаете такой товар с полки не глядя, не чувствуя подвоха. Поэтому всегда, когда берете товар по акции, проверяйте срок его годности (вообще-то это правило касается любых продуктов, а не только тех, которые продаются по акциям).
Уценка товара производится не только когда подходит к концу срок его годности, но и если выходит срок реализации товара. Например, в «Перекрестке» иногда уценивают пастеризованное молоко, до истечения срока годности которого может быть еще полгода.
5. Сравните цены в магазинах разных сетей
Все мы имеем некий более-менее постоянный рацион, то есть едим одни и те же блюда, которые состоят из одних и тех продуктов. Поэтому имеет смысл выяснить, в каких сетях продукты, которыми вы регулярно питаетесь, стоят дешевле, а цены могут значительно отличаться.
Например, в «Магните» курица, филе и шашлык стоят дешевле, чем в «Перекрестке». Разница может достигать 20%. И это не акция, а обычная цена. То есть, иными словами, чтобы экономить на продуктах питания, иногда достаточно просто чуть прогуляться.
6. Пользуйтесь приложениями для сравнения цен перед походом в магазин
Приложения, вроде таких, как «Едадил» (iOS, Android), позволяют узнавать об акциях на товары во всех крупных сетях в одном месте. Хорошая идея заключается в том, чтобы, перед походом в магазин, заранее узнать о том, где какие акции есть, и спланировать приготовление пищи исходя из того, какие продукты продаются по акции в настоящий момент. Планировать готовку можно на несколько дней и даже неделю вперед.
7. Покупайте впрок
Покупайте впрок любимые товары, если в данный момент они продаются со скидками — вот еще один прекрасный способ, как экономить на продуктах. Это могут быть чай, кофе, макароны, крупы, пастеризованное молоко и т. д. – все то, что долго хранится и не портится, а также средства личной гигиены и бытовая химия.
Вам все равно равно или поздно придется вновь идти в магазин за теми продуктами и товарами, которые вы постоянно потребляете. Поэтому в их покупке впрок по акциям есть здравый смысл, не правда ли?
Существует мнение, что если взять по акции больше единиц товара, то мы увеличим его потребление и съедим в итоге больше, чем если бы не стали покупать впрок. Я не согласен с этим мнением. Зато пришел к выводу, что покупка впрок — это как минимум экономия моего времени. Потому что, еще раз, мне в любом случае придется вновь идти за этими товарами. Так почему их не купить сразу больше по более выгодной цене, пока она есть?
8. Ходите в продуктовый магазин на сытый желудок
Еще одно интересное наблюдение – попав в магазин будучи голодными мы склонны складывать в тележку гораздо большее количество продуктов и даже то, что обычно вряд ли покупаем. Если вы голодны – вашей первой остановкой должен быть ваш дом, где вы сможете перекупить, а уж затем – продуктовый магазин. Но не наоборот.
9. Воздержитесь от вредных продуктов
Колбаса — это, безусловно, очень вкусно. Но в голом остатке это соль и усилители вкуса, которые неспособны удалить голод надолго. Я давно отказался от колбасы и прочих деликатесов, и, знаете, мои затраты на продукты в месяц существенно ниже по сравнению с теми семьями, которые имеют по два вида колбасы в холодильнике каждый день.
10. Используйте список покупок
Когда я отправляюсь в магазин, я всегда имею список покупок в своем смартфоне. Я просто делаю его в заметках и отмечаю галочками, что я уже взял с полки и положил в тележку. Суть этого правила проста: я не покупаю ничего лишнего. Конечно, в этом списке не должно быть вредных и бесполезных продуктов.
11. Не переплачивайте за нарезанные продукты
Нарезанные продукты стоят дороже, чем не нарезанные. В этом нет ничего удивительного, поскольку их себестоимость выше. Если вы предпочитаете не нарезать сами, вы можете попросить сделать это продавца в магазине.
12. Посетите местный продуктовый рынок
Если у вас поблизости есть продуктовый рынок, вам повезло. Продукты на рынке можно покупать значительно дешевле, чем в супермаркетах. В некоторых случаях разница в цене может достигать 10-20% (например, на куриное яйцо, молочные продукты, мясо, сухофрукты и т. д). А вот овощи могут стоит дороже, чем в супермаркетах, хотя на рынке они, как правило, более высокого качества.
13. Оплачивайте продукты картой с кэшбэком
Карта с кэшбэком позволяет вернуть некоторый процент с покупок вам обратно в денежном виде. Иными словами, пользуясь такой картой, вы экономите на каждой покупке. Есть специальные карты для походов в продуктовые магазины. Посмотрите мой обзор лучших карт с кэшбэком.